kiurowed (kiurowed) wrote in kiur_club,
kiurowed
kiurowed
kiur_club

Последний австрийский блокгауз

Оригинал взят у kiurowed в Последний австрийский блокгауз
В 1890-х годах командование Австро-Венгерской армией серьёзно озадачилось вопросом строительства укреплений в Галиции на случай возможной войны с Россией. Посчитали, что крепости Краков в Западной Галиции, и в Восточной Галиции - крепости Перемышль и символических временных укреплений Львова недостаточно для обороны провинции. Было решено, что надо укрепить немногочисленные переправы на Днестре, дабы удержать их в своих руках независимо от развития событий.  Днестр - река серьёзная, глубокая и с характером, переправ на ней немного было, потому ценность их для военных была велика.

Построили тогда австрийцы много разного на подступах к мостам, были там и редуты, и батареи, и "типа форты". Но самыми интересным постройками стали блокгаузы. Задача их была - защищать мосты от нападения вражеских кавалерийских или т.п. подвижных отрядов, прорвавшихся к мосту с целью его захвата или разрушения.

Фото из ЦГАКФФД. 1914 год.


Типовой блокгауз представлял собой 2-этажную каменную, чаще - кирпичную караулку с окнами и бойницами в стенах 60-80см толщины. Количество окон и бойниц отличалось в разніх блокгаузах. На двух углах караулки (по диагонали) делали башенки, чтобы фланкирующим огнём обстреливать "самых умных", успевших подбежать вплотную к стенам блокгауза. Блокгауз располагался перед железнодорожным мостом,  у конца насыпи так, чтобы обстреливать подходы к мосту.  Если мост был длинный, то строили два блокгауза - по одному у каждого конца моста. 25 солдат и 1 офицер - гарнизон одного блокгауза.
Первая мировая война вредно сказалась на состоянии большинства блокгаузов - часть получила повреждения, некоторые - серьёзные.

Фото блокауза у Нижнева, 1920-30 годы. Из коллекции А. Дедыка (Львов).


В результате к концу 1930-х годов, когда поляки спохватились и тоже решили, что война с СССР вполне может приключиться и мосты желательно укрепить, некоторые блокгаузы оказалось проще снести, чем ремонтировать. Так, например, получилось у Иезупольского моста, где поляки в 1938-39 годах основательно перестроили один австрийский блокгауз, а на месте второго соорудили с нуля новое соружение, о чём можно почитать статью "Польские охранные блокгаузы у железнодорожного моста на реке Днестр" в 5-м номере журнала "Фортовед".

Вторая мировая внесла свою лепту в разрушение блокгаузов, доведя состояние большей части до уровня груды кирпичей. Окончательно блокгаузы доломали на стройматериалы после Второй мировой войны.
"До недавнего времени считалось..." , что аутентичных австрийских блокгаузов на территории Украины не осталось и что ближайший можно посмотреть в Польше, например в Трынче (на реке Вислок, фото из сети Internet):



Однако 09.08.2013-го удалось найти "последнего из могикан" на нашей терртории, во Львовской области, у железнодорожного моста через р. Стрвяж.


Последняя война не прошла мимо - реально от блокгауза осталась только половина, но старательно приведённая в жилое состояние, уже много лет служит хозяину в качеству дома. Поэтому если кто надумает съездить посмотреть - не забывайте о праве частной собственности, видите себя вежливо и во двор не лезьте.


Сторона, обращённая к мосту, бывшие бойницы (по бокам) и окна (по середине). Фланкирующие бойницы в башне замурованы и заштукатурены.


Автор на мосту, с видом на блокгауз.


Выражаю благодарность Андрею Цапу, благодаря фотографии которого, выставленной на ресурсе Гугл-Земля, я и заинтересовался странными, но знакомыми контурами домика у моста.

P.S. Кроме Днестровских мостов, блокгаузы были построены австрицами ещё и возле железнодорожных туннелей в Карпатах. Насколько знаю, все они были уничтожены, но мало ли... так что проезжая на поезде в Закарпатье, смотрите в окна внимательно. ;)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments